Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Нетрадиционные уроки – как одна из форм повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. 

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе особенно актуальна. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов–новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- отработка новых методов, приемов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики — закона активности обучения;
- привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда - и их родителей);
- отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учетом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки урока.
- разделение класса на группы по интересам, как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику;
- опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.
-нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем.
- в течение всего урока действуют дети, предусматривается минимальное участи уроке учителя.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий.
Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Отмечая достоинство нетрадиционных форм уроков в развитии и совершенствовании коммуникативной компетенции учащихся Г. В. Рогова отмечает, что «обучение иностранному языку в большей степени, чем какому–либо другому предмету, требует индивидуального подхода и использования нетрадиционных уроков»
При выборе форм нетрадиционных уроков нами учитывались уровень подготовки учащихся, специфика и сложность материала.
Необходимо отметить, что нетрадиционные формы уроков обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.

Нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся:

1) к активизации умственной деятельности,
2) к самостоятельному творчеству,
3) к проявлению скрытых возможностей каждого учащегося, а это дает возможность более тесного общения учителя с учеником (воплощается творчество учащихся и учителя),
4) к проявлению чувства коллективизма, сопереживания за товарища, ответственности перед всей группой – не подвести, не отстать от одноклассников, т.е. имеют большой воспитывающий потенциал,
5) к осознанию важности обучения в школе, делает его любознательным и мотивирует к изучению иностранного языка.

Для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется:

1. Начинать работу с большой предварительной подготовки (готовится оборудование урока, выполняются предварительные задания, накапливаются нужные учебные материалы).
2. Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку проведения урока.
3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса для успешного восприятия учащимися оригинальной формы урока, при этом, заботясь, чтобы они не потратили время впустую ради простой занимательности, а приняли эту форму для лучшего усвоения учебного материала.
4. При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть учащимся утраченный интерес к учебному труду, побудить школьников к активной и ответственной деятельности в приобретении знаний и умений.

Нетрадиционные активные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в "предлагаемые обстоятельства”, усиливает "личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка.

Дополнительно:Нетрадиционные уроки (Презентация)

Категория: Мои статьи | Добавил: golub (20.12.2010)
Просмотров: 8265 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]